Вас приветствуетDSC04079

ОАО “Автовокзалы и автостанции Самарской области”

                                        У нас Вы можете  максимально быстро оформить и организовать заказ на аренду автобуса и микроавтобуса

 

    Главная  Прайс-лист История Контакты 

 

 

 

 

ПРИЕМ ЗАКАЗОВ

по тел: 224-25-55

г. Самара, ул.Авроры, д. 207

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Праздники России

Наша история

 

Объявляется посадка…

 

Куйбышевский хозрасчетный автовокзал

      Автовокзал, который жители Самары сейчас привычно называют Пригородным, когда-то давно был единственным в городе Куйбышеве. Здание, где он размещался, построили в 1959 году. Оно располагалось на ул. Вилоновская, 123, рядом с железнодорожным вокзалом.

Автовокзал был рассчитан всего на 100 пассажиров, хотя в летние дни, к примеру, ежедневно «пропускал» свыше десяти тысяч человек. Кассы, зал ожидания, буфет – вот, пожалуй, и все блага цивилизации, на которые могли претендовать пассажиры.

Через некоторое время – в связи со значительным увеличением объемов перевозок – Средне-Волжское территориальное транспортное управление, в подчинении которого находился Куйбышевский хозрасчетный автовокзал, было объединено с Куйбышевским управлением автомобильного транспорта. И управленческий аппарат Средне-Волжского транспортного управления разместили на 2 и 3 этажах здания.

Еще раз реорганизация структуры произошла в 1974 году. Тогда на базе Куйбышевского, Жигулевского, Тольяттинского, Сызранского, Отрадного, Кошкинского, Сергиевского хозрасчетных автовокзалов, Большеглушицкой, Похвистневской, Нефтегорской, Безенчукской автостанций было организовано Куйбышевское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций.

 

Планы

Когда Куйбышевское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций заработало в полную силу, встал вопрос о строительстве нового автовокзала. Дело в том, что, являясь узловым пунктом для транспортных коридоров «Европа – Азия» и их ответвлений, Куйбышев как миллионный город имел только один автовокзал, построенный еще в 1959 году. Вполне естественно, что к концу 70-х гг. он перестал соответствовать нуждам мегаполиса и требованиям времени. Поэтому на государственном уровне и было принято решение о строительстве нового современного, оснащенного по последнему слову техники автовокзала. Вот, к примеру, выдержка из интервью, взятого у заместителя начальника по пассажирским перевозкам Средне-Волжского транспортного управления Виктор Степанович Зубкова для газеты «Труд» в июле 1981 года. Представляете, что тогда (до строительства автовокзала «Центральный» – Прим. ред.) творилось на автовокзале. В кассы бесконечная очередь, зал ожидания переполнен, на перроне отправления неразбериха: где стоит нужный автобус? когда отправляется? – не сразу и поймешь. Поэтому мы еще в 1963 году начали пробивать строительство у себя нового автовокзала. Но типовые проекты нас не устраивали. Они были рассчитаны на меньший чем в Куйбышеве пассажиропоток, не вписывались в архитектурный ансамбль города. Тогда решили строить по индивидуальному проекту, который разработал для нас Куйбышевский институт «Промстройпроект».

 

Градообразующий акцент

И, действительно, по заданию Минтранса РСФСР Куйбышевский институт «Промстройпроект» разработал проект автовокзала. Предусмотрено было все. И даже больше. Как говорили тогда, автовокзал должен был превзойти все самые смелые ожидания и стать одним из крупнейших в Российской Федерации.

Вот мнение очевидца и непосредственного участника событий –  главного инженера проекта Аллы Анфимовны Бескровновой (газет «Волжская заря», 27 января 1976 год):

«Куйбышевский автовокзал обещает стать самым  крупным  в РСФСР и самым технически «вооруженным». Это будет уникальное архитектурное сооружение, построенное по индивидуальному проекту.

 Комплекс автовокзала представляет собой систему зданий, имеющих различное функциональное назначение. В него входят собственно автовокзал с диспетчерской службой, гостиница и столовая. Все службы и помещения хорошо скомпонованы и полностью отвечают заданной технологии. Комплекс обеспечивает предоставление пассажирам всевозможных услуг, связанных с отправлением и прибытием, организацию транспортного процесса и управление им с использованием современных средств телеконтроля, сигнализации и связи».

Место для нового автовокзала выбирали долго и тщательно, в соответствии с генеральным планом города и его транспортной схемой. Проектировщики исходили, прежде всего, из удобства. Поэтому и было принято решение разместить ЦАВ в геометрическом центре мегаполиса, на пересечении основных магистралей – Московского шоссе и ул. Авроры.

Насколько оригинальным был разработанный архитекторами проект можно убедиться и сегодня, на собственном опыте. Так, к примеру, особенностью Куйбышевского ЦАВа является его 2-х уровневость. Таким образом  при проектирование была решена проблема большого перепада отметок площадки, рельеф которой имел значительное повышение в северном направлении. Причем эту ситуацию не только удалось исправить, но и максимально выгодно использовать. Благодаря рельефному капризу привокзальная площадь и перроны располагаются на разных уровнях и с разных сторон от здания автовокзала, что обеспечивает четкое разделение потоков прибывающих и отправляющихся пассажиров.

«Такое разделение мы сделали первыми, – вспоминал начальник автовокзала «Центральный» Кондрат Мартынович Шульга, – а выгода от этого пассажирам огромная. Те, кто пребывает, не проходят через вокзал и могут сразу в десяти метрах от автобуса пересесть на городской транспорт. И вокзал свободен от лишних людей, и на перроне отправления автобусы не скапливаются».

 

Проект

Проект автовокзала разрабатывался тщательно и скрупулезно, с учетом всех нюансов.

При выборе площадки для комплекса учитывалось, прежде всего, ее расположение  относительно основных городских автомагистралей. Поэтому и было выбрано место на пересечение Московского шоссе и ул. Авроры. Это, во-первых.

Во-вторых, учитывался и тот факт, что комплекс имел градостроительное значение. Поэтому авторы проекта постарались создать четкий, выразительный силуэт здания с сильным вертикальным акцентом в виде многоэтажного здания гостиницы.

В-третьих, рельеф местности изначально имел большой перепад отметок (5, 4). Поэтому генеральный план четко «прописывал» функциональное разделение рабочих зон привокзальной площади. Так, с кольцевой развязки на нижнюю площадку должны были прибывать междугородние рейсовые автобусы, городской транспорт и такси. Верхняя же площадка предназначалась для отправления и отстоя автобусов.

И, наконец, был продуман и решен вопрос с грунтовыми водами, распространенными по всей территории на глубине от 0, 6 до 2, 4 м.

 

Строительство

Строительство автовокзала шло трудно. Но другого никто и не ожидал. В какой-то момент сложилась совсем критическая ситуация, и из-за финансовых трудностей работы практически были прекращены. Возник вопрос: быть или не быть вокзалу? Тогда подключились городские власти, в результате чего город решил принять долевое участие в столь грандиозной стройке.

В итоге спустя несколько лет отстроенный автовокзал, получивший название «Центральный», стал гордостью Куйбышева и его достопримечательностью. Подвесные потолки, витражи, винтовая площадка – галерея, с которой можно пройти на перрон. Все было выполнено по последнему слову техники, качественно и красиво.

В возведении нового автовокзала принимало участие 15 организаций. Работа велась по комплексному сетевому графику, что позволяло совмещать строительство с монтажом оборудования. Кроме того – и это стало для того времени безусловным достижением – применялась передовая технология монтажа и сборки конструкций укрупненными блоками. Так, трудоемкая работа по устройству подвесного потолка была заменена на монтаж каркаса потолка с заполнением его специальными панелями, изготовленными в мастерских. Подобным же образом собирались козырьки главного фасада, обтягивались сеткой под штукатурку, обваривались и потом монтировались. Особо хочется отметить технологию выполнения мозаичных полов типа «Брекчия». Для этого были изготовлены специальные шаблоны, и укладка мозаичных смесей производилась механизировано, а уплотнение – специальной виброрейкой.

 

 Открытие

 И вот, наконец, этот долгожданный день настал. 1 декабря 1980 года в торжественной обстановке и большом скоплении народа в нашем городе был открыт новый автовокзал «Центральный».

Вот как об этом на следующий день писали все местные газеты.

«Волжская заря», 2 декабря 1980 года:

«На большом табло электронных часов, смонтированных над главным входом в новый автовокзал, яркие цифры четко отсчитывают минуты декабрьского утра. Звучит торжественная музыка духового оркестра. На широкой привокзальной площади собрались рабочие ордена Трудового Красного Знамени треста № 11, автотранспортники и первые пассажиры.

10 часов утра. Начинается торжественный митинг, посвященный открытию нового автовокзала, получившего название «Центральный». Митинг открывает председатель Куйбышевского горисполкома А.А. Росовкий. Он говорит о том, что в эти дни коллективы многих промышленных предприятий и строительных организаций успешно завершают свои годовые и пятилетние задания. Подготовлен к сдаче в эксплуатацию целый ряд строительных объектов. Один из них – новый автовокзал.

 С одержанной большой трудовой победой строителей поздравил заместитель председателя Куйбышевского облисполкома О. И. Ковалев. От имени строителей на митинге выступили управляющий трестом № 11 Е. Б. Либскинд и главный инженер строительного управления N2 Г. П. Катков. На сооружении автовокзала трудились коллективы многих передовых бригад монтажников, отделочников, электриков, сантехников. Выполнен объем работ почти на пять миллионов рублей.

Под гром аплодисментов участников митинга строители вручают хозяевам автовокзале символический ключ. Его принимает начальник нового автовокзала К. М. Шульга. Он выражает сердечную благодарность строителям за их отличный трудовой подарок куйбышевцам и гостям нашего миллионного города.

Разрезается алая лента перед главным входом в здание автовокзала. Вместе с первыми пассажирами входим в его просторные и светлые залы».

 

Воплощенная мечта

Итак, 1 декабря 1980 года автовокзал «Центральный» распахнул свои двери для пассажиров. Чудо стало реальностью, мечта сбылась.

Комплекс включал в себя автовокзал, рассчитанный на одновременное пребывание в нем 1500 пассажиров, гостиницу, столовую, диспетчерский пункт, площадку прибытия, перроны прибытия и отправления автобусов, площадки отстоя, мойки и диагностики подвижного состава, очистные сооружения. В цокольной части здания автовокзала располагались зал прибывающих пассажиров и операционный зал с восемнадцатью кассовыми кабинами. Из кассового зала пассажиры могли пройти на второй этаж — в зал ожидания. А здесь – кафетерий, комната для пассажиров с детьми, справочное бюро, городская справка. Если пассажир не намеривался задерживаться на автовокзале, он мог из кассового зала сразу же пройти через тоннель на перрон отправления, оборудованный посадочными площадками, прикрытыми навесами. Отсюда автобусы отправлялись по всем областным и межобластным маршрутам.

В автовокзальный комплекс также входила гостиница на 297 мест, все номера которой были оборудованы душевыми. На первых двух этажах гостиницы располагались предприятия бытового обслуживания: почта, отделение связи «Союзпечати», парикмахерская, комнаты быта. Кроме гостиницы, где пассажиры могли отдохнуть, к их услугам была столовая на 250 посадочных мест. Она была оборудована аппаратурой и холодильными установками с таким расчетом, чтобы в вечернее время, когда резко  снижается пассажиропоток, ее можно было эксплуатировать в качестве ресторана.

Тщательно была продумана и отделка помещений комплекса. Для наружной облицовки автовокзала и столовой применялась известняковая   плитка. Гостиница отделывалась бетонной плиткой со вставками из терразита. Внутри зданий строители использовали цветной стекловолокнистый пластик, мрамор, гранит, дрезесно-волокнистую плитку, облицованную декоративным бумажно-слоистым пластиком под дерево. Пол в гостинице был из щитового паркета, а во всех остальных залах комплекса – мозаичный.

Кроме этого – подвесные потолки из современного материала (плит типа акмигран), цветографический экран из окрашенного оргстекла и витражей, электрочасы, «сообщающие» не только точное время, но и температуру воздуха. Новшеством стала и электронная бегущая строка. Она информировала пассажиров о наличии мест в автобусах, а в промежутках — знакомила горожан и гостей Куйбышева с городскими новостями.

 

 

    Технические новшества

 Новый автовокзал был не только красив, но и комфортабелен. Пассажирам было удобно, и удобства эти были результатом использования при строительстве последних достижений науки и техники. Техническое оснащение автовокзала «Центральный» вызывало неподдельную зависть. И не с проста. Такого второго автовокзала в Советском Союзе не было. 

В основном новшества касались диспетчерской службы. Так, к примеру, впервые в Союзе на перроне отправления перед каждым постом были установлены светофоры сигнализации. С их помощью диспетчер с пульта управления регулировал очередность выхода автобусов с таким расчетом, чтобы на линии отправления не оказалось двух и более автомобилей, то есть не создавалась аварийная ситуация. Кроме того, впервые в СССР были применены так называемые индуктивные петли. Дежурный диспетчер имел только визуальный обзор северной части автовокзала, но мог видеть всю «картинку» на электросхеме диспетчерского пульта.

Гордостью нового автовокзала стали электрочасы, которые наряду с точным временем, «сообщали» и о температуре воздуха в районе автовокзала. Кроме того, для уточнения транспортной обстановки в зале ожидания и гостинице были оборудованы пункты радиосправок, а также работало автоматическое справочное бюро. Оно «рассказывало» об автобусах, уходящих в рейс, времени их отправления, наличии свободных мест. Но… Руководство нового автовокзала не намеривалось останавливаться на достигнутом. Вот, к примеру, что в 1984 году в интервью корреспонденту газеты «Волжская заря» говорил начальник автовокзала «Центральный» Кондрат Мартынович Шульга. «Скоро начнется установка нового оборудования венгерского производства. На платформах появятся более совершенные перронные указатели, на которых будет размещаться информация по номеру рейса, пункту отправления, номеру посадочной площадки. Подобный указатель будет установлен и в зале ожидания. Диспетчерскую предполагается оснастить двумя дисплеями, которые позволят проверять правильность информации».

 

 

    Первые достижения

 

     Газета «Волжская коммуна» 2 октября 1980 год

«Предполагается, что новый автовокзал будет ежедневно обслуживать 10-12 тысяч пассажиров по 300 междугородным маршрутам».

Цитата из интервью начальника Куйбышевского производственного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций Виктора Ивановича Буданова в преддверии открытия автовокзала «Центральный»

 

Газета «Труд» 22 июля 1981 год

«В день с автовокзала «Центральный» отправляется более 400 маршрутов на Ульяновск, Тольятти, Пензу, Чебоксары, Набережные Челны, Альметьевск». 

Специальный корреспондент «Труда» Сергей Снегирев

 

  Газета «Волжская заря» 15 октября 1984 год

 «На сегодняшний день автовокзал «Центральный»  обслуживает 18 автотранспортных предприятий области. А это –  146 маршрутов, которые пролегают по дорогам не только нашей области, но и соседних – Ульяновской, Пензенской, Саратовской и автономных республик Поволжья. Самый дальний рейс – в Чебоксары: 504 км., 11 часов в пути. Что касается объемов пассажирских перевозок, то зимой мы ежедневно перевозим 8-9 тысяч пассажиров, летом – до 15 тысяч».

Из интервью заместителя начальника автовокзала по перевозкам Михаила Александровича Ведяпина

 

 

Газета «Волжская заря» 1 ноября 1985 год

 «Регулярное автобусное сообщение организовано на каждом из 428 междугородных и пригородных маршрутов. Ежедневно выполняется 2370 рейсов. Объем перевозок постоянно растет и достиг уже 64 тысяч пассажиров в сутки. Введены дополнительные маршруты на наиболее загруженных направлениях – в аэропорт Курумоч и в Тольятти. Открыто 9 новых пригородных и 8 междугородних маршрутов. Увеличено число касс, осуществляющих предварительную продажу билетов: сегодня их уже 193, в том числе 167 – на селе».

Выдержка из доклада, сделанного секретарем партийной организации объединения Хатыпа Хасьяновмча Халиулова на отчетно-выборном собрании

 

 

Куйбышевское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций (КПОАВАС) появилось на свет в 1974 году. Оно было организовано на базе Куйбышевского, Жигулевского, Тольяттинского, Сызранского, Отрадного, Кошкинского, Сергиевского хозрасчетных автовокзалов и Большеглушицкой, Похвистневской, Нефтегорской, Безенчукской автостанций. К концу 70-х гг. на КПОАВАС работало порядка 530 человек. Организация объединяла 3 автовокзала, 8 автостанций, 88 кассовых пунктов (124 кассы), осуществляющих продажу билетов по принципу «на все направления». Предприятие обслуживало 325 маршрутов, в том числе 197 междугородних, 49 межобластных и 128 пригородных. Это примерно 34 тысячи пассажиров ежедневно и 12,5 миллионов ежегодно.

 

Тольяттинский автовокзал

 

1.      Вместимость 500 пассажиров

2.      Обслуживает 30 междугородних, 11 межобластных, 20 пригородных маршрутов

3.      Связывает 76 населенных пунктов Куйбышевской области и 33 за ее пределами

4.      Ежедневно отправляется 304 автобуса по 50 маршрутам, перевозится 9 тысяч пассажиров

5.      Работает 15 касс и 5 кассовых пунктов

 

 

Жигулевский автовокзал

 

1.      Вместимость 25 пассажиров

2.      Обслуживает 27 междугородних, 10 межобластных, 5 пригородных маршрутов

3.      Ежедневно отправляется 130 автобусов по 30 маршрутам, перевозится 2 тысячи пассажиров

4.      В составе 5 кассовых пунктов

5.      Работает 7 касс, из которых 5 – предварительные

 

На автовокзалах имеются:

 

1.      Просторный пассажирский зал

2.      Кассовый зал

3.      Комната матери и ребенка

4.      Медпункт

5.      Гостиница

6.      Стационарная и автоматическая камеры хранения

7.      Справочное бюро

8.      Киоск «Союзпечать»

9.      Комната отдыха водителей

10.  Кафе

11.  Касса агентства «Аэрофлот»

 

Кроме того, на автовокзалах работали электронные справочные установки. Оповещение пассажиров осуществлялось через трансляционный узел, а контроль за движением автобусов – через центральную диспетчерскую службу (ЦДС). При этом использовалась телетайпная связь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz

Copyright © 2008 ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области"
All Rights reserved.
Email: mail@avokzal63.ru

 

Используются технологии uCoz